Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
143070, Московская обл., Одинцовский район, город Кубинка, Наро-Фоминское шоссе, д. 4
Наш адрес
+7 (495) 926-48-98
odin_tu_kubinka@mosreg.ru

Приемная

Муниципальное общеобразовательное учреждение Кубинская средняя общеобразовательная школа № 2

История школы

school_2.jpg1945г. – 1 сентября в Кубинской школе №2, первые четыре класса которой разместились в старом бараке, впервые прозвенел звонок. За парты садилось послевоенное поколение.

1953г. – Кубинская школа становится восьмилетней и переезжает в новое двухэтажное здание.

1961г. – школа стала восьмилетней.

1968г. – школа становится средней и опять переезжает в новое 3-х этажное здание, где и располагается в настоящее время.

Проект школы типовой с предполагаемой максимальной наполняемостью 600 ученических мест. Для организации учебно-воспитательного процесса в школе оборудованы 18 предметных кабинета и 8 классных комнат для начальных классов, имеется спортзал, библиотека, столовая-актовый зал (совмещённые), 2 компьютерных класса, мастерская технического труда, кабинет обслуживающего труда и т.д.

В 2005-2006 уч. году в школе обучается 795 учащихся в две смены.

Скомплектовано 36 классов, открыты 3группы продлённого дня, имеются классы компенсирующего обучения.

Во второй половине дня и в субботу проводятся индивидуальные консультации, факультативные занятия, курсы по выбору, работают кружки, спортивные секции, проходят общешкольные мероприятия, творческие дела и дела классов.
Четвёртый год работает ШНО, члены которого принимают активное участие в районных научно-практических конференциях.
Финансирование образовательного процесса осуществляется, в основном, из бюджетных средств, а также спонсорской помощи и денег Попечительского совета школы.
В 2004/05 уч. году школа стала экспериментальной площадкой и работает над темами: «Введение предпрофильного и профильного обучения в МОУ» и «Тьюторское сопровождение образовательного процесса (технологии педагога-наставника)».

Основная информация

school_2_director-2.jpgАдминистративный аппарат:

Негрустуева Г.Е.- директор

Адрес: 143071, обл Московская, р-н Одинцовский, п. Кубинка-1 стр.1

Приёмная: +7 (498) 695-95-42

E-mail: kubscool2@mail.ru

Сайт: http://kubinka-sosh-2.odinedu.ru/
Котова Л.Ю. – зам.директора по УВР
Грачёва В.П. – зам. директора по УВР
Назаренко Н.М.- зам. директора по ВР
Лайков Н.В. – зам. директора по безопасности
Прокопенко В.П.- зам. директора по АХЧ

Качественная характеристика:
МОУ Кубинская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Безбородова В.П. открыта в 1945г. и осуществляет образовательную деятельность по программам: начальное, основное, среднее(полное) общее образование; а также по дополнительным образовательным программам следующих направленностей: научно-технологической, спортивно-технической, художественно-эстетической, экологической и военно-патриотической.

Учредитель школы:
Администрация Одинцовского района.

Характеристика педагогического коллектива

Общая численность штатных сотрудников составляет 91 человек.
Количественный состав педагогов – 58 человек:

>> по уровню образования:

ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НЕЗАКОНЧЕННОЕ ВЫСШЕЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ СРЕДНЕЕ
52 1 5

>> по стажу работы:

1-3 ГОДА 3-5 ЛЕТ 5-10 ЛЕТ 10-15 ЛЕТ 15-20 ЛЕТ СВЫШЕ 20 ЛЕТ
2 1 6 11 9 29

>> по квалификационным категориям:

РАБОТНИКИ С ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИЕЙ С 1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИЕЙ С 2 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИЕЙ
16 8 14

В школе функционируют школьные методические объединения:

  • учителей начальных классов
  • русского языка
  • математиков
  • учителей истории
  • химии и биологии
  • географии и экономики
  • иностранных языков
  • классных руководителей

Кадрами школа обеспечена полностью.

Программа развития (управление, ожидаемые результаты, риски)

Главная задача УПРАВЛЕНИЯ школой состоит не только в совершенствовании образовательного процесса, но и в организации полноценной, целесообразной, продуманной жизнедеятельности обучающихся в процессе эксперимента и перестройки.

Концепция управления учебно-воспитательным процессом предполагает:

  • Использование в управлении коллективами учащихся и учителей идеи совершенствовании и самосовершенствовании личности.
  • Включение урока в систему воспитательных воздействий и дополнительного образования .
  • Системность и комплексность.
  • Демократический централизм (сочетание управления и самоуправления, широкого круга демократических свобод с высокими требованиями, защита демократических прав и свобод, уважение к демократическим процедурам).
  • Диагностику и мониторинг педагогического процесса.
  • Компьютеризацию всех направлений управления педагогическим процессом.
  • Постоянный поиск, разработка, Экспериментирование на пути создания новых педагогических практик и тьюторских технологий.
  • Коллегиальность в принятии решений (но это не исключает персональную ответственность).
  • Привлечение к решению важных вопросов жизнедеятельности школы всех участников образовательного процесса.
  • Введение новых штатных единиц в связи со спецификой тьюторского сопровождения образовательного процесса.
  • Командный характер работы (работа единой командой, с присущим ей духом, особым климатом взаимоотношений).
  • Гуменно-личностные отношения в коллективе.
  • Продуктивное сотрудничество органов учительского и ученического самоуправления.

Будущая «Школа Тьюторского сопровождения» – это научно-практическая ЛАБОРАТОРИЯ создания (выращивания) инновационных тьюторских технологий работы с интересами обучающихся для развития, совершенствования и самосовершенствования личности ребёнка на пути создания своего профессионального ОБРАЗА и образовательно-профессиональной траектории.

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ для реализации данной Программы.

1. Организация учебно-воспитательного процесса в школе в одну смену. Из этого пункта вытекает пункт №2
2. НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА ещё одного корпуса школы, который будет связан с основным зданием на уровне второго этажа.
3. Полное техническое оснащение рабочих мест учителей.
4. Создание ещё одного компьютерного класса , предназначенного только для проектной деятельности обучающихся.
5. Наличие проектных мастерских «по интересам».
6. Создание кабинета консультативной поддержки, в котором обучающиеся ежедневно (до 18.00) могли получать консультации (помощь) по предметам: математика, физика, рус/язык, ин/язык.
7. Создание творческих мастерских дополнительного образования.
8. Ежегодные курсы для педагогического состава по изучению тьюторских технологий и практик работы с познавательными интересами обучающихся и их выявлением.
9. Введение долнительной административной единицы зам. директора по экспериментальной работе и реализации Программы развития школы.
10. Введение штатной единицы (двух ед.) социального педагога.
11. Возможность создания (введения новых) освобождённых должностей «тьюторов класса» (наставников).
12. Финансовая поддержка ведения экспериментальной работы и реализации Программы на Муниципальном уровне:дополнительные ставки для педагогов дополнительного образования;
утверждение на муниципальном уровне (дополнительно к существующим) ещё 13% из надтарифного фонда на ведение экспериментальной работы в ОУ.
13. Укрепление уже существующей материально-технической базы
школы
14. Завершение капитального ремонта и реконструкции отдельных.
помещений здания.
15. Организация открытых спортивных площадок для игры в
волейбол, баскетбол; организация игровой площадки для групп
продлённого дня; общая плановая реконструкция пришкольной
территории.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ реализации Программы развития школы.

1). Модернизация всего ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, при котором мы получим МОДЕЛЬ выпускника с чётко сформулированным индивидуальным образом своего будущего, самостоятельно выстроенной индивидуальной образовательно-профессиональной траекторией, способным к осознанному анализу своей деятельности и самостоятельным действиям; творчески акивного и ответственного за результаты выполненной работы; уважаюшего правовую, экологическую, коммуникативную и информативную культуры.
2). Выход школы на качественно новый этап развития.
3). Повышение престижа школы в социуме.
4). Создание индивидуального имиджа среди школ региона.

Возможные «шероховатости» и риски на пути реализации Программы:

  • сложности с введением дополнительных штатных единиц;
  • непредсказуемость временного отрезка для реализации проекта пристройки к школе;
  • сложность с введением дополнительного финансирования;
  • возможный негативный «рефлекс» некоторых родителей на инновации;
  • некоторое повышение уровня эгоизма у отдельных обучающихся и их родителей;
  • изменение психологического климата в педагогическом коллективе;
  • сложность в внутренней психологической перестройке некоторых педагогов;
  • необходимость постоянной корректировки Программы в связи с ежегодными анализами и аналитическими выводами в ходе ведения экспериментальной работы по этому же направлению.

Программа развития (достижения, опыт, проблемы)

Мудрая древняя пословица гласит: «Новое – это хорошо забытое старое…».И в этом есть глубокий смысл…Только глупый хозяин, желая реконструировать свой дом, разрушит его до основания, вырвав с «корнем» и фундамент, даже если он прочный, добротный .Умный же – не будет спешить, а хорошо проанализирует его состояние, выявит самые крепкие, надёжные и важные конструктивные узлы, чтобы на их базе возвести новые несущие конструкции для будущего современного дома…..

В любой школе таким фундаментом является весь опыт (и положительный, и отрицательный), традиции, авторитет, имидж который администрация, педагогический коллектив приобрели за время существования ОУ.
Не является исключением в вышесказанном и МОУ Кубинская СОШ №2. База у школы действительно крепкая и добротная! Есть чем гордиться и на чём двигаться в инновационном направлении. И в первую очередь – это: высокий профессиональный и морально-нравственный уровень педагогического коллектива, 98 %- имеют высшее образование (ещё двое заканчивают ВУЗы в 2006-2007 уч.г)
60% – имеют первую и высшую квалификационные категории. Учителя школы являются постоянными слушателями Курсов повышения квалификации разных направлений при ЦПК Одинцовского муниципального района и АПК и ПРНО Московской области; применяют на своих уроках различные новые образовательные технологии, методики в работе с обучающимися. Всё это говорит о большом инновационном потенциале коллектива и мотивированном желании не останавливаться на достигнутом.
Активно работает Школьное Научное Общество Обучающихся, члены которого принимают активное участие в районных научно-практических конференциях МНОО и становятся лауреатами.

Стал доброй традицией в школе «День творческого отчёта школы», который в последнее время не в состоянии(по времени) уже был охватить всех желающих на представление своих работ. Поэтому в 2006-2007 уч.г. было принято решение расширить его до «Недели творческого отчёта школы».Активизировалась, в соответствии с образовательным запросом проектная деятельность ребят.
Обучающиеся МОУ – активные участники всех районных и областных олимпиад и конкурсов, в которых имеют стабильные, из года в год, результаты. Так за два последних года их число составило 25 человек.
По результатам успешности в образовательно-воспитательном процессе района 8 обучающихся (за 2003-2004 и 2004-2005 уч.гг.) стали обладателями специальной стипендии Главы Одинцовского муниципального р-на А.Г.Гладышева.

Прекрасны и сильны военно-патриотические традиции в воспитательном процессе МОУ.

Укрепляется старое и появляется новое в этом замечательном направлении:

а) продолжается участие группы ребят старшеклассников, членов Кубинского военно-патриотического клуба (КВИК), в проведении Вахт памяти по поиску и перезахоронении павших советских воинов в года ВОВ на территории Калужской, Новгородской, Тверской, Смоленской и Московской областей. Останки более 500 солдат, найденных ранее нашими ребятами, были перезахоронены на Поле памяти со всеми воинскими почестями.
Около 200 останков были подняты с земли при проведении Вахты памяти в мае 2005 года на Смоленщине. Сейчас ведётся работа по установлению родственников погибших, переписка с архивами и военкоматами;

б) ежегодно «листаются» странички в Книге вечеров под общим названием: « Памяти павших, ради живых, во имя правды!» Так в 2005-2006 уч.г. они были посвящены воинам-афганцам. Следующая будет подготовлена совместно с героями и участниками чеченских событий 45 Гвардейского отдельного разведывательного полка особого назначения.

в) весело и задорно накануне Дня Защитника Отечества в 2005-2006 уч. г. прошёл праздник «А-НУ-КА парни», организованного и проведённого совместно с курсантами Московского военного института радиоэлектроники космических войск, Кубинской молодёжной организацией «Время» и солдатами 45 гвардейского разведывательного полка особого назначения. Общее решение всех участников этого спортивно-развлекательного конкурса – сделать его традиционным.

г) набирает силу, созданный в феврале 2006 года бывшей ученицей нашей школы Фёдоровой Еленой, танцевальный коллектив «ЛАТИНА-ПЛЮС», который объединил детей из двух школ,- Кубинской №2 и Кубинской №1.
Несмотря на свой «юный возраст» (коллектив существует всего 4 месяца),
ребята уже приняли участие в четырёх Московских аттестационных конкурсах по спортивно-бальным танцам, откуда привезли прекрасные результаты.

д) школа держит тесную связь с Кубинским Советом ветеранов ВОВ;

Большое количество добрых традиций в образовательном процессе, интересных вечеров, праздников, мероприятий подарило «настоящему» школы её «прошлое». Но новое время диктует новые и новые требования и, несмотря на определённые достижения в обучении и воспитании, относительно стабильную динамику развития образовательного учреждения, постепенно выявлялись проблемы, характерные для МОУ Кубинской СОШ №2, связанные и с социально-экономическими преобразованиями в стране и в регионе, и с новыми заказами социума в направлении модернизации образовательного процесса в школе и создания новой модели выпускника, и с актуальными проблемами молодёжи в целом (это было рассмотрено в предыдущей главе).

Проанализировав и обобщив все проблемы, коллектив Школы вышел на две главные:
1) – « Несостоятельность многих ребят в выборе личного образовательно-профессионального пути;
2) – « Неумение познать свои способности и поверить в них, чтобы определить место своего «Я», свою достойную нишу в социуме.
Что же могло помочь педагогам школы в решении этих вопросов?, Таким помощником могло послужить подключение к учебному процессу, к организации школьного уклада, понятия – ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, которое может выстроить образовательное пространство, в котором ребенок личностью не формально называется , а становиться, т. е. ОБРАЗУЕТСЯ!


Программа развития (краткая характеристика)

МОУ Кубинская СОШ №2 расположена в черте городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального р-на Московской обл. на территории 38 НИИИ МО РФ. Рядом находятся Наро-Фоминское, Можайское и Минское шоссе, лесные массивы. Из объектов социально-экономического направления рядом располагается промышленное предприятие АОО « Вело-Моторс»( % занятости родителей обучающихся на котором очень мал,- ~ 5%). Основной же контингент родителей – это военнослужащие 38 НИИИ МО РФ, Московского военного ин-та радиоэлектроники космических воск , десантного полка особого назначения и жители 14Участка.

Недалеко располагаются ещё две школы, которые имеют подобный контингент родительского корпуса ( Акуловская СОШ и Кубинская СОШ№1), и Асаковская СОШ. Со всеми наша школа поддерживает добрые, дружеские и партнёрские отношения, а ребят ещё и объединяет общая занятость в молодёжной организации « Время» при Администрации городского поселения Кубинка.
Неутешительным фактом является несбалансированность организации досуговой сферы окружающего социума. Отсутствует спортивный центр, школа исскуств (хотя потребность в нём высока), детский клуб и т.д. Отсюда большая потребность в организации школой активной и многообразной досуговой деятельности, что не возможно выполнить в полном объёме из-за работы в двухсменном режиме, наполняемости, превышающей предполагаемую, дефицита свободных помещений в здании.
В ближайшей зоне школы располагается Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники МО РФ, что в совокупности с большим % военного контингента родительского состава, месторасположения школы на территории МО, определяют превалирующее военно-патриотическое направление в воспитательной работе с обучающимися. Это же обуславливает достаточно высокий % поступления выпускников в военные ВУЗы, которые имеют большое значение в структуре взаимодействия (в частности- Московский военный институт радиоэлектроники космических войск).
Образовательный и культурно-интеллектуальный уровень родителей достаточно высок, хотя имеет, к сожалению, место и наличие семей, где процветают алкоголизм и безнравственность. Так на ноябрь 2006г. количество семей, поставленных на учёт в орган правопорядка за пьянство и другие правонарушения по школе составило 13 семей, на две из которых собираются документы по лишению родительских прав.

 Уровень дохода семей средний. Количество многодетных семей – 29, социально незащищённых – , детей инвалидов – 17, детей сирот – 2. Очень оптимистичны прогнозы расширения и развития городского поселения Кубинка и всего Одинцовского муниципального р-на, которые находятся в очень тесной связи друг с другом:

  • ожидается прибытие новых военнослужащих с семьями в воинские части, которые являются микрорайонами обслуживания МОУ Кубинской СОШ №2;
  • строительство новых жилых домов (как на территории самой Кубинки, так и в воинских частях);
  • расширение самой школы в виде пристройки, что позволит глобально изменить многие образовательные и воспитательные услуги;
  • открытие на территории городского поселения филиала ОГУ;
  • увеличение на территории количества промышленных объектов, что предоставит дополнительные рабочие места выпускникам СОШ и создаст предпосылки для целенаправленного дальнейшего образовательного процесса ребят;
  • строительство « Школы Искусств»;
  • создание единого досугового Молодёжного центра Кубинки;
  • положительна политика поддержки молодых семей (расширение сети дошкольных учреждений ит.д.);
  • увеличение образовательного и культурного уровня населения, что ещё больше поднимет требования к образовательным услугам школы.

Имеющихся возможностей изучения динамики социальной недостаточно для построения всеобъемлющего и обоснованного прогноза на ближайшие пять лет. Тем не менее некоторые преобладающие тенденции себя обнаруживают.
Регулярно проводимые опросы родителей и представителей общественности микрорайона школы, изучение материалов опроса в целом по стране зафиксировали наметившееся изменение социального заказа, которое не может быть удовлетворено достигнутым состоянием школы (и материальной базой, и физический износ + малые объёмы здания, и качество и объём некоторых образовательных услуг), несмотря на значительные ежегодные успехи в её образовательной и воспитательной деятельности.
Отчётливо видно стремление родителей к увеличению продолжительности и качественному разнообразию дополнительного образования, становятся многообразнее досуговые потребности.

Доминируюшей же остаётся ориентация на высшее образование.
Только смысл этой ориентации и отношение к ней несколько видоизменились и продолжают изменяться под воздействием тех процессов, которые происходят в социуме.
Социально-экономические преобразования, характерные для России в последние 10-15 лет, резко изменили ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой существенные изменения в образовании. Сегодня задачами образования и воспитания являются не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и формирование у школьников индивидуальной активности в области познания, самостоятельности, способности к успешной социализации к будущей адаптации на рынке труда и самореализации в жизни.
В решении этих задач можно особо подчеркнуть значение различных направлений в развитии способностей и познавательных интересов учащихся. Это и предпрофильное и профильное ориентирование образовательного процесса, личностный подход, индивидуальная образовательная траектория и т.д. Но все они имеют одно общее ядро, – помочь ребенку как-то конкретизировать свои способности и желания в некую цель. Это развитие познавательных интересов детей, которое выходит за рамки рассмотрения этого вопроса лишь как мотивации к отдельным учебным действиям, а включает в себя и развитие интереса к самому процессу овладения знаниями, так необходимого в дальнейшем профессиональном становлении и становлении личности человека в полном смысле этого слова.
Темп жизни сегодня опережает перестройки учебных программ, методик в школах, поэтому процесс образования в современном мире должен быть гораздо шире, чем рамки института школы. Ребенок должен выходить за порог личностно ориентированным, с определенным багажом духовных, культурных и научных ценностей, знающим, что он хочет в этой большой жизни, видеть ту ниточку, которая приведет его в дальнейшем на широкий путь полной самореализации. Это значит, что школа должна вывести ребёнка на сознательный, мотивированный выбор его будущей профессии и открыть путь к возможной дальнейшей реализации (в виде последующих образований) все возможные его таланты и интересы.
Результаты исследований среди выпускников школ, студентов первых двух курсов показали: к сожалению ещё очень велик % среди старшеклассников тех, кто самостоятельно не может определиться ни с дальнейшим образованием, ни с тем, что им делать за стенами школы. Это выбор по принципам: «так хотят родители», «посоветовали взрослые друзья», «есть «знакомство», «потом буду получать много денег», «туда легко поступить», « туда поступает мой друг(подруга)» и т.д.Отрицательные стороны такого подхода очевидны и наблюдаемы нами повсеместно, начиная от растущего количества разочарованных в жизни молодых наркоманов( бывших старшеклассников, студентов, несостоявшихся профессионалов).
Из этой предварительной оценки и анализа следует: проявившаяся подвижность социального окружения ставит задачу такой организации образовательных потребностей социума со стороны школы, при которой наряду с получением и усвоением полного объёма необходимых для поступления в ВУЗы суммой знаний, молодые люди выходили за порог школы с сознательно и самостоятельно выстроенной образовательно-профессиональной траекторией и умением самостоятельно решать новые жизненные, социальные, экономические и политические задачи, с набором коммуникативных и деятельностных умений и ценностей.
Всё вышесказанное влечёт нужду в научной и практической перестройке образовательной инновационной деятельности школы, методической поддержке, выборе нового пути развития и подхода ко многим вопросам организации учебного и воспитательного процесса, качественного усовершенствования (а иногда и преобразования) личности самого учителя, расширения и модернизации материальной базы, увеличения объёмов здания школы. Рамки имеющихся уже структур, планов, функционала школы оказались узки и недостаточны для решения таких задач.
Поэтому школа стала на рубеже качественного преобразования.

Программа развития (концептуальный проект)

Таким образом, исходя из необходимости решения вышеназванных основных проблем, заказа родителей, изучив перспективные принципы жизнедеятельности, открывающиеся в случае активных преобразований в вышесказанном направлении, педагогический коллектив школы поставил перед собой ЦЕЛЬ на создание современной «Школы Тьюторского сопровождения», которая соответствовала бы словам И. Пестолоции: «ЛЮБОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ИСКУССТВО СОДЕЙСТВОВАТЬ СТРЕМЛЕНИЮ ПРИРОДЫ К ВОЕМУ СОБСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ» и подразумевала бы два процесса:

1) Обучение различным наукам, передачи знаний и
2) Образование будущего образа ребенка. В связи с эти в такой школе выделяются и две позиции педагогов:

  • позиция преподавателя, отвечающего за передачу этих знаний в какой- либо форме;

позиция, так называемого, ТЬЮТОРА (наставника), задачей которого является поддержка, контроль и всяческое развитие процесса выявления и становления ребенком своего, образа.

Мостиком же между двумя процессами, условием плавного перехода от обучаемого, обучающего к обучающемуся (в рамках школы), являются личностный подход, индивидуализация учебного процесса.
Понятие индивидуализации здесь достаточно широкое. Оно включает в себя не только индивидуальный подход к передаче знаний, умений, исходя из личностных особенностей ребенка, уровня развития его психики, но и предание осмысленности учебному действию за счет возможности выбора типа этого действия, личного смысла, заказа к своему обучению; видения своих учебных и образовательных перспектив. Т. е. это особая организация формы работы с предметным содержанием, особая работа взрослого по организации условий для осмысления ребенком своего, можно сказать, «профессионального» роста и развития. Вот это и есть предмет работы тьютора, вне зависимости кто он- фигура учителя – предметника, или классного руководителя, или какой-либо другой фигуры взрослого (например, психолога).
Тьютор (в переводе с английского tutor) означает «домашний учитель, репетитор, наставник, опекун». Исторически позиция тьютора была впервые введена в 12 веке в Оксфордском, а чуть позже в 13 веке – в Кембриджском Университетах как позиция взрослого, сопровождающего процесс формирования собственной образовательной программы и оказывающего консультации в ответ на образовательные запросы студента.
Многие школы, претендующие на особое место в инновационном движении, имеют в своем штате социальных педагогов, психологов, освобожденных классных руководителей, кураторов или гувернеров. Позиция тьютора принципиально отличается от всех вышеперечисленных педагогических позиций. Основное отличие заключается в том, что содержанием действий тьютора являются познавательные интересы ученика. Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы с развитием познавательных интересов школьника. Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересами каждого ученика, помогать школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на его конкретные запросы.
Тьютор помогает ребенку осмыслить, распознать свой познавательный интерес, свои способности, помогает, на базе этого, разработать совою индивидуальную образовательную программу, которая бы послужила началом создания своего индивидуального образа будущего. Если представить этот образ в виде постройки здания, то фундаментом явиться познавательный интерес, каркасом послужит гармония, синтез приобретенных знаний, культурных, духовных навыков: постепенно растущие стены- нарабатываемый опыт в виде копилки (портфолио) дополнительных знаний, собственных исследований, творческих работ, презентаций, достижений; окна – для постоянного приема свежего «воздуха» в виде инновационных идей, научно- технического и культурного прогресса, ну а крыша – о ней, конечно, в пределах школы говорить еще рано…
Естественно, что работа тьютора строиться с каждым возрастом по-разному, но везде она направлена на поддержку и оформление собственной активности ребенка.

В начальной и средней школе тьютор помогает учащемуся осознать свои интересы вообще, потом внутри учебного предмета конкретно; помочь увеличить возможность выбора различных предметов за счет ведения студий .кружков, факультативов. Основания этого выбора анализируются учеником и тьютором, составляется программа работы в выбранном направлении, закладываются первые страницы базы наработок (портфолио), составляются первые презентации, таблицы рейтинговых предпочтений, карты образовательных маршрутов и т. д.
В старшей школе тьютор помогает выбрать профнаправление, в рамках возможностей школы. В то же время, совместно с тьютором школьники ищут возможности вне школы, где могла бы разворачиваться выстроенная, в соответствии с интересами ребенка, образовательная программа наряду с их учебной, разворачивюется объёмные и разностороннии проектная и научно-исследовательская деятельности, обучающихся; действует «Клуб образовательных путешествий»;организовыва- ются посещеняе определенных лекций в ВУЗах и т. д.
Благодаря данному направлению преобразований в МОУ создаётся:

  • а) Максимально насыщенное культурно-образовательное пространство;
  • б) Механизм педагогической поддержки взаимодействия детей и социума; обеспечивает школьнику возможность выбора не только в сфере внеклассной работы, но и учебной деятельности(рейтинговый выбор предметов при создании индивидуального расписания в свой «проектный» день, формы выполнения работ, варианты фронтальной, групповой и индивидуальной учебнойдеятельностии т.д.);
  • в) Школа благодаря тьюторству не только показывает будущему выпускнику различные пути продолжения образования, но и реально помогает строить индивидуальные программы следующей ступени образования.

В чем же инновационное содержание данного направления, данной программы? Это помощь, поддержка, в построении школьником своей индивидуальной образовательной программы на базе специально организованной тьюторской работы.
В Программе учтены следующие принципы образовательной политики школы:

  1. открытость образовательной среды.(она определена пространственными, временными и функциональными отношениями ОУ с различными объектами образовательной среды. В силу этого взаимодействия школы с другими системами, которые являются также открытыми, создаётся особое поле взаимодействия, в котором находятся все участники образовательного процесса;
  2. принцип свободы выбора (определяет целенаправленную деятельность педагогического коллектива по оказанию поддержки обучающимся в овладении ими умениями действовать в условиях свободы, делать правильный выбор в развитии своего познавательного интереса и трансформации его в осознанный образовательно-профессиональный выбор на старшей ступени образования);
  3. принцип гуманизации (он означает, что а)учитель(тьютор) ставит обучающегося не в позицию объекта, а в позицию субъекта обучения и воспитания; тем самим создавая условия для его творческой и личностной самореализации; б) общеклассная и групповая учебная работа сочетаются с индивидуальной, при этом особое внимание уделяется развитию интересов каждого ребёнка);
  4. принцип педагогической поддержки (представляет собой процесс совместного со школьником определения его образовательного маршрута, особая организация формы работы с предметным содержанием, особая работа взрослого по организации условий для осмысления ребенком своего, можно сказать, «профессионального» роста и развития);
  5. принцип природосообразности;
  6. непрерывность образования (предусматривает связь не только всех ступеней образования в школе, но и всех субъектов образовательной системы окружающего социума и предполагает ориентацию школьного образовательного процесса на продолжение образования после окончания основной и полной школы);
  7. принцип вариативности (выражается в возможности выбора содержания обучения, системы и содержания воспитательной работы, а также методов, форм, методик, технологий, приёмов в обучении и воспитании. Его основой является удовлетворение различных образовательных потребностей и интересов обучающихся);
  8. принцип сочетания инновационности и стабильности (предполагает, что рациональные изменения являются способом развития и существования образовательной системы. Предполагает постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, организацию образовательного процесса, составление предметных планов, использование тьюторских технологий, выбор разнообразных форм работы с обучающимися. При этом всячески стремится к стабильности работы всех эффективных компонентов.

Воспитательной идеей Программы «Школа тьюторского сопровождения» является формирование акцента на самовоспитание и самосовершенствование личности ребёнка и развитие идеи В.А.Сухомлинского, что:
«САМОВОСПИТАНИЕ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО В ДЕЙСТВИИ».
Основные принципы:
гуманизма, ориентации на общечеловеческие ценности: нравственные (истина, добро, красота, вера, надежда, любовь); демократические(свобода, справедливость, равенство, государство, родина, Россия); ценности бытия ( здоровье, образование, труд, любовь, семья, Земля, мир, счастье);
удовлетворения разнообразных потребностей саморазвития: самопознания, самовоспитания, самовыражения, самоутверждения, самоопределения, самоуправления, самореализации, творчества.

Создание условий для реализации идеи воспитания.

  1. Гуманно-личностный подход к ребёнку: признание самоценности его личности, индивидуальность воспитательных взаимодействий, оптимистическая вера в ребёнка, формирование положительного «Я-Пространство», забота о здоровье ребёнка.
  2. Амбивалентный подход к формированию личности: разумное сочетание индивидуального и коллективного воспитания, адаптации и автономизации, свободы и ответственности, дифференциации и интеграции и др
  3. Системность и комплексность: осуществление цельной и последовательной программы воспитания, связь учебной и внеучебной деятельности детей, опора на комплексные воспитательные общешкольные циклы
  4. Творческий подход: свободный выбор деятельности во внеурочной сфере, творчество на всех этапах и ступенях, творчество детей и взрослых,
  5. Средовый подход в воспитании:создание воспитательного пространства, открытость школы в социум, работа с семьями, учёт региональных и районных социокультурных условий, участие всех социальных структур в процессе формирования модели выпускника и молодого поколения в целом..
  6. Принцип событийности воспитания.

Модель выпускника “Школы тьюторского сопровождения”.
Составление МОДЕЛИ направлено на развитие всех важнейших сфер личности. Это:

  1. (ЗУН) обладание сферой знаний, умений, навыков;
  2. (СУД) владение способами умственных действий: развитое мышление, речь, память, воображение, объёмно-пространственное мышление, способность осуществлять абстрагирование,.умение астрактно мыслить, понимать сущность вещей и явлений, находить формально-логические и творческие решения.
  3. (СУМ) приобретение самоуправляющих механизмов личности: развитие высших человеческих потребностей в познании, в общении, в служении высшим целям, формировании интересов, прогрессивных убеждений, социальных установок, положительной «Я – концепции», включая умения самоопределения, самореализации, саморегуляции и формирование цели на самосовершенствование личности.
  4. (СЭН) развитое чувство эстетики и понятия нравственности: владение знаниями в мире искусства, освоение общечеловеческих нравственных ценностей, введение в мир духовных исканий человечества.
  5. (СТК) приобретение творческих качеств личности: развитие креативности, критического мышления, фантазии и инициативы, абстрактного мышления, предприимчивости и т.д.
  6. (СДП) приобретение навыков в действенно-практической области деятельности: обученность политехническим, базовым операциям и типам деятельности – постановке целей, выбору средств и способов деятельности, контролю над процессом, анализу результатов; приобретение опыта продуктивной и творческой деятельности.
  7. (СПФР) развитая психофизиологическая сфера.
program-of-development.jpg

Программа поэтапной реализации

Ожидаемый результат экспериментальной работы.
Тьюторское сопровождение позволит так модернизировать образовательный процесс, при котором мы получим модель выпускника с четко сформулированным индивидуальным образом своего будущего, самостоятельно выстроенной индивидуальной образовательно-профессиональной траекторией, способным к осознанному анализу своей деятельности и самостоятельным действиям; творчески активного и ответственного за результаты выполненной работы; уважающего правовую, экологическую, коммуникативную и информативную культуру.

Возможные потребители.
Материалы экспериментальной работы могут быть востребованы и использованы в практике работы общеобразовательными учреждениями любого статуса.

ЭТАПЫ МЕРОПРИЯТИЯ(ДЕЙСТВИЯ)
1-Й ЭТАП ЯНВ. 2005 – СЕНТ. 2005ГГ. 1. Общественный запрос на проведение эксперимента в МОУ Кубинской СОШ №2;
2. Разработка концептуальной модели эксперимента и программы поэтапной его реализации;
3. Разработка Положения о экспериментальной работе в МОУ Кубинской СОШ №2 по использованию новых технологий в образовательном процессе;
4. Выбор модели тьюторского сопровождения в школе и разработка соответствующей неоходимой документации;
5. Создание команды педагогов – наставников;
6. Начало работы над программами тьюторского сопровождения:
– начальная школа;
– среднее звено;
– старшее звено;
7. Начало ведения исследовательской работы по теме: «Развитие познавательного интереса ребенка для последующего выстраивания его образовательно – профессиональной траектории»;
8. Подготовка психолого – педагогического сопровождения эксперимента;
9. Создание методического уголка, базовыми фынкциями которого будут являться:
– информационная;
– консультативная;
– образовательная;
10. Анализ проделанной работы.
2-Й ЭТАП СЕНТ. 2005 – СЕНТ. 2006ГГ. 1. Организация материально – технического обеспечения классов для проведения самопрезентаций и ведения проектной и нучно- исследовательской работы учащихся;
2. Открытие классов тьюторского сопровождения по модели «Тьюторский класс» (1-й класс – 1; 5-й класс – 1; 9-й класс – 1)
3. Создание методического кабинета, базовыми фынкциями которого будут являться:
– информационная;
– консультативная;
– образовательная;
– организационная;
– диагностическая;
– аналитическая;
– координационная;
– проектировочная;
– экспертная;
4. Создание плана ведения проектной деятельности учащихся;
5. Разработка индивидуальных карт познавательных предпочтений;
6. Создание индивидуальных рейтинговых таблиц учебных пркдметов;
7. Разработка портфолио;
8. Организация и проведение презентаций познавательных интересов (как индивидуальных так и по группам);
9. Раскрытие перспектив развития интересов каждого ребенка;
10. Анализ проделанной работы.
3-Й ЭТАП СЕНТ. 2006 – СЕНТ. 2007ГГ. 1. Создание сети сотрудничества с экспериментальными школами тьюторского сопровождения города Москвы и «Школой самоопределения» А.Н. Тубельского;
2. Полное материально – техническое обеспечение кабинетов тьюторского сопровождения;
3. Применение технологий педагога – наставника в профильных классах;
4. Организация консультаций по проектной научно – исследовательской работе с учащимися, создание портфолио;
5. Создание «Города Мастеров»;
6. Создание индивидуальных программ проектной и исследовательской деятельности;
7. Создание индивидуальной оценочной шкалы;
8. Анализ проделанной работы.
4-Й ЭТАП СЕНТ. 2007 – СЕНТ. 2008ГГ. 1. Диагностика и аналитический анализ экспериментальной работы;
2. Создание индивидуальных образовательных программ и их презентации;
3. Создание сети сотрудничества с вузами.

Программа развития (краткая аннотация)

Программа разработана коллективом:

  • директор школы Г.Е.Негрустуева;
  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.Ю.Котова;
  • заместитель директора по воспитательной работе Н.М.Назаренко;

Данная программа развития подготовлена на основе:

  • Закона РФ « Об образовании»;
  • Концепций: «Модернизация Российского образования до 2010 года», « Профильное обучение на старшей ступени общего образования», «Экополис Одинцовский» (раздел 4 «Стратегические направления развития Одинцовского района», подраздел 4.3.1. «Социальная сфера как основа повышения качества жизни»);
  • Устава школы;
  • Концепции развития МОУ Кубинской СОШ №2;
  • Концептуальной модели эксперимента «Тьюторское сопровождение образовательного процесса» в МОУ Кубинской СОШ №2;
  • Материалов всероссийских научно-практических конференций по тьюторскому сопровождению на базе Института теории и истории педагогики РАО и лаборатории дидактики этого же ин-та.

ПРОГРАММА

  • является руководством к действию для педагогического коллектива МОУ Кубинской СОШ №2 им. Героя Советского Союза Безбородова В.П. на 2005 – 2010 годы;
  • определяет стратегические и тактические цели, а также задачи развития школы на данный период времени;
  • определяет основные направления политики школы в связи с имеющимися образовательным и социальным заказами и прогнозами их изменений.

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа развития рассчитана на пять лет и реализуется поэтапно:

первый этап (сентябрь 2005-декабрь2005г.)-прогностический ;
второй этап (январь 2005 – сентябрь 2007г.) – организационный;
третий этап (сентябрь 2007 – январь 2009г.) – практический;
четвёртый этап (январь 2009 – декабрь 2009г.) – обобщающий с подготовкой новой Программы развития.